Паркур (от французского Parkour, видоизмененный военный термин Parcours du combatant – буквально «полоса препятствий») – это совокупность навыков владения собственным телом, эдакий сплав из легкой атлетики, акробатики, скалолазания и боевых искусств. Людей, занимающихся паркуром, называют трэйсерами (от французского traceur, что означает «человек, прокладывающий новые пути»).
Были ниндзя, стали ямакаси

Современные города – это каменные джунгли со своим ломаным ритмом жизни. Стены, заборы, тротуары, ступени, перегруженные транспортом магистрали, где постоянно возникают автомобильные пробки... Все, что нас окружает, – деревья, заборы, машины, стены, крыши домов – может являться препятствием. Но любое препятствие можно преодолеть, все зависит только от физических возможностей и атлетической подготовки человека. В сущности, в этом и заключается основная идея паркура – искусства перемещения.

Испокон веков человек стремился передвигаться быстрее. Первобытные люди преследовали добычу либо спасались бегством, чтобы самим не стать добычей. Можно вспомнить ниндзя, ночных воинов средневековой Японии, которые использовали специальную систему перемещения и преодоления препятствий, очень похожую на паркур. Начиная с XIX века полоса препятствий входит в курс обучения военных и пожарных.

В современном виде паркур появился сравнительно недавно – в 1987 году. Основателем движения является Дэвид Бэлль. Он родился в 1973 году в городке Фекам, Нормандия. Первые 14 лет своей жизни он воспитывался дедом Гильбертом Киттеном, бывшим старшим сержантом пожарных войск. Отец Дэвида, Раймонд Бэлль, служивший некогда солдатом французской армии во Вьетнаме, также работал в пожарных войсках Парижа и был выдающимся спортсменом. В 1993 году Дэвид поступил на службу в военный пожарный отряд, где мог использовать свои физические данные и на протяжении нескольких лет совершенствовать свое искусство. В 1997 году Бэлль создал команду «Ямакаси», о которой в 2001 году снял одноименный фильм Люк Бессон. Картина положила начало развитию эры паркура в мире, о движении узнали и заговорили. Люк Бессон предлагал Бэллю сняться в этом фильме, но Дэвид отказался, мотивируя это тем, что сценарий фильма не соответствует философским идеям паркура и преподносит его в негативном качестве (использование навыков паркура для ограблений). Правда, в 2004 году Дэвид Бэлль все же исполнил главную роль в картине «13 район».

Примечательно, что у города Лисс, где проходили съемки большинства сцен этих фильмов, есть свои архитектурные особенности. Невысокие дома и узкие улицы дают возможность передвигаться по городу, используя исключительно эффективную технику прыжков по крышам. Неудивительно, что именно там зародился паркур. Теперь Лисс – это мекка всех трэйсеров.

Главное – участие… и обувь

В кругу людей, занимающихся паркуром, принято считать, что это не спорт и не экстрим. Паркур стремится стать «абсолютным» видом спорта благодаря типу мышления, который формируется у тех, кто им занимается, и благодаря навыкам, которые он развивает.

Те, кто считает паркур экстримом, ошибаются. В переводе с английского extreme означает «крайность» и подразумевает риск на грани возможного. При том, что многие элементы паркура выглядят для обывателя опасными, выполняются трэйсером с легкостью. Ни один опытный трэйсер не будет делать то, в чем не уверен (за исключением действительно экстремальных ситуаций, когда необходимость принять мгновенное решение продиктована обстоятельствами).

Заниматься паркуром может любой, было бы желание и здоровье. В основе философии лежит идея духовного и физического самосовершенствования. Паркур сложно отнести к спорту, потому что во многих видах спорта основной идеей является соревновательный фактор, который в паркуре отсутствует. Единственное соревнование, которое допускает паркур, – это соревнование с самим собой в преодолении страхов. Отказ от вредных привычек и ведение здорового образа жизни не обсуждаются.

В паркуре существуют прикладные направления – это билдеринг (лазание по зданиям) и стритстантс (уличные трюки и акробатика). Принципиально не используются какие-либо приспособления, защитное снаряжение и страховка. Важнейшей частью экипировки трэйсера является обувь. К ее выбору нужно подходить ответственно, ведь именно от качества обуви во многом зависит безопасность во время выполнения какого-либо сложного элемента. Для паркура подходят не любые кроссовки – в первую очередь внимание уделяется подошве, она должна быть монолитной из мягкой и цепкой резины с хорошим коэффициентом трения и хорошо выраженным протектором. Кроссовки в паркуре – это расходный материал, самые качественные выдерживают около трех месяцев активных тренировок. Достаточно неплохо зарекомендовали себя кеды, но из-за тонкой подошвы они очень быстро приходят в негодность.

Что касается одежды – здесь все зависит от вкуса трэйсера. Единственное условие – удобство. Подойдет любая спортивная одежда, которая не мешает и не стесняет движений.

Очень сложно заниматься паркуром в одиночку, поэтому трэйсеры объединяются в группы. Развития можно добиться только с группой людей, на которых ты можешь полагаться. Они смогут помочь освоить новый элемент, указать на ошибки, которые всегда виднее со стороны, подстраховать, вовремя оказать медицинскую помощь, если возникнет такая необходимость.

Стереотипы и заблуждения

Травматичность. Большинство моих знакомых, посмотрев тренировки или видеоролики трэйсеров, как правило, говорят что-то вроде: «Они когда-нибудь поубиваются» или «Наверное, постоянно кости ломают». Стандартный набор фраз. Да, в паркуре не используется защитное снаряжение, как в других видах уличного экстрима вроде роликов или BMX. Но это делается потому, что подобное снаряжение снижает подвижность и зачастую просто мешает. Тренировки проводятся на улице, в естественной среде, на настоящих бетонных или каменных препятствиях, и приземляются трэйсеры на жесткий асфальт. Случаются и падения. Но... По статистике травм в паркуре гораздо меньше, чем в любом профессиональном спорте. Именно потому, что трэйсер полностью уверен в том, что он делает. Каждое движение отточено до уровня рефлексов.

Прыжки по крышам. Благодаря фильму «Ямакаси» сложилось мнение, что паркур – это бег и прыжки по крышам. Ничего подобного. Конечно, паркур включает в себя бег и прыжки через большие пространства, но применение навыков паркура огромно и не ограничивается только крышами. Просто демонстрация паркура на большой высоте, на фоне видов города более эффектна, чем на уровне земли. Хотя команда «Ямакаси» действительно иногда тренируется на крышах – это скорее исключение из правил, к тому же обусловленное архитектурными особенностями европейских городов.

Паркур – это хулиганство. Одно из заблуждений, обеспечивающее сложности на тренировках в общественных местах. Отголосок менталитета советского гражданина. Как правило, очень недовольны тренирующимися трэйсерами люди пожилого возраста.

Возмущение мотивируется обычно тем, что трэйсеры перемещаются не так, как все «нормальные» люди: спуск по лестнице – прыжок сразу через десять ступенек. Для экономии времени – прыжок с четырех метров задним сальто, преодоление двухметрового забора и т.д. Некоторых это раздражает, хотя многим нравится наблюдать за подобными шоу.

Смелость покоряет города

Во всем мире развитие паркура идет очень быстрыми темпами. Эта дисциплина благодаря своей многогранности и эффектности стала пользоваться популярностью среди молодежи. Появляются объединения, занимающиеся развитием паркура, которыми организуются тренировки, создаются тренировочные системы и методики обучения, разрабатывается специализированная одежда и обувь.

Почти в каждом европейском городе существует несколько паркур-команд. Во Франции паркур считается едва ли не национальным видом спорта. Ну а в России развивается еще быстрее, чем во Франции, во многом благодаря деятельности команды Tracers, которая сейчас является Российским представительством PAWA (Parkour WorldWide Association – организация, основанная Дэвидом Бэллем).